Краткая история развития грамзаписи. ЧАСТЬ 2

1.5. ПЕРЕХОД К ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ ЗВУКА 

В первые годы двадцатого века центром производства пла­стинок была фирма «JVC», руководимая Берлинером и Джонсоном. Директором английского филиала фирмы компании «Дойче Граммофон Гезельшафт» («Граммофон») был Гейсберг, ко­торый с подлинной деловитостью работал над усовершенствованием процесса записи. Ему удалось убедить некоторых известных арти­стов сделать свои записи для пластинок. В России эти записи по­явились на пластинках, имевших красивые этикетки с золотыми буквами на красном фоне вместо обычных выгравированных надпи­сей. Так родилась первая в истории пластинок серия записей серь­езной музыки, в которой среди других были записи Шаляпина и Карузо. Берлинер приобрел у лондонского партнера изображение собаки, сидящей перед граммофоном и слушающей голос хозяина, и начал рекламировать его в качестве символа фирмы. Записи на пластинку голоса Карузо подняли популярность певца, в то же время и сами пластинки становились все более и более популярны­ми. За пластинками с танцевальной музыкой диаметром 175 мм последовали пластинки диаметром 250 и 300 мм с записями клас­сической музыки в исполнении известных артистов.

Конкурентная фирма «CBS» также попыталась выпустить подобную серию, но ее записи звучали хуже записей Гейсберга. Одной из причин этого была тщательная обработка Гейсбергом му­зыкального материала. Например, Карузо не успокаивался до тех пор, пока не доводил до совершенства мельчайшие фрагменты запи­си. Запись производили акустически через рупор, поэтому испол­нитель должен был занять правильное положение перед рупором, чтобы записать звук достаточной громкости, но с минимальными искажениями. Во время записи следовало заботиться и о правиль­ной частоте вращения диска, которую в это время устанавливали между 68 и 88 об/мин. Несколько позже, учитывая частоту амери­канской сети 60 Гц и снижение частоты вращения двигателя (3600) в отношении 1:46, была установлена частота 78,26 об/мин. В то же время не ослабевал интерес к фонографам, время зву­чания с которых было увеличено путем уменьшения размеров ка­навки на валиках и увеличения плотности записи. Такие валики звучали до пяти минут и выдерживали большое число проигрыва­ний.

Однако техника производства пластинок вновь шагнула вперед благодаря новой идее, которая в настоящее время всем кажется очевидной. В 1904 г. стало известно о сенсации Лейпцигской ярмарки – появлении пластинок фирмы «Odeon», проигрываемых с двух сторон. Это нововведение позволило удвоить время звучания пла­стинки. После обычных юридических споров все фирмы стали выпускать двухсторонние пластинки. Эдисон не оставался в стороне от этих открытий и разработал новый тип пластинки. На ней, вме­сто поперечной записи Берлинера, он применил глубинную запись, оправдавшую себя в фонографах, производство которых в конце десятилетия прекратилось, хотя валики для них продолжали изго­тавливать до 1929 г. Пластинки с глубинной записью применялись вплоть до второй мировой войны.

В первом десятилетии производство пластинок начало удовлет­ворять требования покупателей. Джонсон, идя навстречу пожела­ниям женщин, спроектировал граммофон, который хорошо вписы­вался в интерьер комнаты. Его викторола получила распространение, а экстраграммофон фирмы «CBS» провалился. Увеличился вы­бор программ, а обычный фортепьянный аккомпанемент был заме­нен оркестровым сопровождением. Особенно чисто записывалось звучание духовых инструментов, звук смычковых инструментов был улучшен путем применения рупоров специальной формы. Были осу­ществлены первые оркестровые записи симфонической музыки. Наи­большую известность получила запись на четырех пластинках 5-й симфонии Бетховена в исполнении оркестра Берлинской филармо­нии под управлением Артура Никиша. В списке пластинок, выпу­щенных фирмой «JVC» в 1917 г; помимо записей оперетт и других развлекательных программ привлекла внимание и первая запись джазовой музыки. В 1923 г. вышел в свет первый номер журнала «Граммофон», предназначенного специально для собирателей пластинок.

В первой половине 20-х годов во всем мире стало развиваться радиовещание, позволившее передавать звуки на расстояние. Для приема радиовещательных программ использовались приемники и усилители на электронных лампах и громкоговорители, которые уже в самом начале излучали звук лучшего качества, чем наиболее со­вершенные в то время граммофоны. Но вопреки всем ожиданиям радиовещание не вытеснило граммофон, а в определенной степени даже укрепило его позиции. Это произошло благодаря введению электрического способа записи звука.

Впервые в истории вопросы звукозаписи начали изучать в ла­бораториях фирмы «Белл». В этом научном учреждении были выяснены физические и математические зависимости звукозаписи, и в результате проведенной исследовательской работы, длившейся не­сколько лет, был освоен электромеханический процесс звукозаписи. Полоса частот и динамический диапазон записей, проведенных с ис­пользованием микрофонного усилителя и электрического станка для звукозаписи, намного превосходили показатели акустической запи­си, а искажения были уменьшены в больших размерах. Был создан также и электрический проигрыватель, но для всеобщего распро­странения он был в то время еще чрезвычайно дорог. Поэтому все усилия были направлены на совершенствование акустических про­игрывателей. Несмотря на это, качественные показатели электри­ческой записи на пластинках были лучше показателей акустических проигрывателей. Поэтому специалисты фирмы «Белл» справедливо ожидали, что интерес к новой технике окажется большим. Но их ждало разочарование. Фирма «JVC», которая в 1924 г, име­ла 13 000 рабочих и выпускала половину пластинок, производив­шихся в Америке, проявила колебание в отношении внедрения элек­трического способа записи и многие фирмы вслед за ней не поже­лали рисковать.

Однако в течение года все же начался новый век в технике грамзаписи, и произошло это довольно необычно. Производство экс­периментальных пластинок, записанных электрическим способом, фирма «Белл» поручила второстепенному заводу. Руководитель фир­мы несколько образцов новых пластинок тайно послал своему ста­рому другу Л. Штерлингу, который был директором фирмы в Англии. Прослушав пластинки, Штерлинг был настолько поражен их качеством, что с первым пароходом немедленно отправился в Америку, чтобы закупить там для своего предприятия секрет элек­трического способа записи. Однако фирма «Белл» отклонила его просьбу, так как рассчитывала передать описание процесса только американскому предприятию. Тогда Штерлинг в течение нескольких дней купил стоящее на пороге банкротства бывшее материнское предприятие – американскую фирму «CBS». Фирма «JVC» также не осталась в стороне и заключила договор на получение процесса и вскоре подготовила для продажи первую пластинку с записью звука электрическим способом. Фирмы «JVC» и «CBS» договорились не проставлять на пластинках данных о способе их изготовления, что затруднило бы продажу накопленной до того времени продукции. Вместе с тем они предложили мага­зинам реализовать имеющиеся запасы. Только 2 ноября 1925 г. было публично объявлено о важнейшем изменении. На этот день был назначен выпуск в продажу усовершенствованного проигрывателя фирмы «Белл», который назвали «Ортофоник Викторола».

Началась конкурентная борьба за обладание правом на элек­трический способ записи звука. В Европе инженеры фирмы «Грам­мофон» были вынуждены собственными силами разрабатывать ана­логичный процесс, который обходил бы пункты патента. Берлинер и Джонсон продали свое предприятие и через несколько лет объеди­нились с американской корпорацией «RCA». В это время раз­разился экономический кризис. Европейские предприятия по про­изводству пластинок были объединены фирмой «EMI». Торговля пластинками в Америке за несколько лет снизилась со 100 до 6 миллионов штук. Производ­ство пластинок находилось в состоянии застоя и, по общему мне­нию, к его процветанию мог привести только прогресс в технике. В сентябре 1931 г. фирма «RCA» продемонстрировала долгоиграющую пластинку с частотой вращения ЗЗ’/з об/мин. Для этой пластинки были использованы старые записи невысокого качества, поэтому ее демонстрация закончилась неудачей. В увеселительных заведениях появились автоматические граммофоны, а в 1934 г. фир­ма «RCA» выпустила дешевый проигрыватель, который спо­собствовал восстановлению производства пластинок. Через десять лет после внедрения электрического способа запи­си среди собирателей пластинок распространилось новое течение, целью которого было повышение качества звучания. Свое название течение получило от английских слов High Fidelity (Hi-Fi), что означает высокую степень соответствия. Повышение качества мож­но проследить по расширению полосы передаваемых частот. Если в 1925 г. полоса частот занимала диапазон 100—5000 Гц, в 1929 г. 50—6000 Гц, то в 1934 г. диапазон передаваемых частот расширил­ся до 30—8000 Гц. Начался процесс повышения качественных по­казателей проигрывателей и совершенствования технологии произ­водства пластинок.

1.6. ДОЛГОИГРАЮЩИЕ ПЛАСТИНКИ

Английская фирма «Decca», не входившая в число членов «EMI», избежала банкротства благодаря выпуску дешевых записей серьезной музыки. Это мероприятие помогло ей стать одной из круп­нейших фирм грамзаписи. Ее примеру пытались последовать фирмы «CBS» и «RCA». Во время второй мировой войны выпуск пластинок начал со­кращаться. Одна только американская промышленность пластинок ежегодно требовала шеллака для 130 миллионов пластинок. Поми­мо забот о снабжении материалами, затруднилось и обеспечение программами. Установленные в увеселительных заведениях несколь­ко сот тысяч музыкальных автоматов отнимали работу у большого числа музыкантов, поэтому профсоюз музыкантов в августе 1941 г. запретил своим членам участвовать в записях для пластинок. Не­которое время заводы выпускали пластинки со старыми записями, однако их сбыт становился все более трудным. Тяжелое положение создалось и в области развития техники. По поручению английского военного командования фирма «Decca» для учебных целей разработала способ записи полной полосы зву­ковых частот. В Германии исследователи фирмы «Siemens» разрабо­тали технологию получения матриц с восковых дисков способом их серебрения. Было разработано также оборудование для магнитной записи звука, получившее название «магнитофон». После войны во всем мире начались работы по его усовершенствованию для исполь­зования в домашних условиях. Аппаратура для магнитной записи звука с самого начала имела определенные преимущества перед грамзаписью. Можно было ожидать, что в производстве пластинок наступит длительный спад. В такой обстановке особенного энтузи­азма не встретило заявление директора фирмы «JVC» Э. Валленштейна, в котором представители прессы приглашались на де­монстрацию долгоиграющей пластинки нового типа (Long Play) в зале нью-йоркской гостиницы – там, где когда-то фирма «RCA» продемонстрировала электрический способ звукозаписи. Для нагляд­ности была сооружена башня высотой в два с половиной метра из положенных одна на другую обычных пластинок, а рядом был помещен столбик из пластинок нового типа, имевших такое же время звучания. Высота этого столбика составляла 30-40 см.

В отличие от четырехминутной программы обычной пластинки музыкальные отрывки с новой пластинки звучали без перерыва больше четверти часа. И по единому мнению присутствующих каче­ство звучания было намного лучше, а шум от иглы почти неслышен. В результате сравнения длительностей – различных музыкальных произведений было установлено, что время звучания каждой из сторон пластинки должно быть по 20 мин. Для этого частота вра­щения была снижена с 78 до 40 об/мин, а затем была установлена частота вращения ЗЗ’/з об/мин. Для повышения качества звучания был разработан новый материал для пластинок и уменьшены раз­меры звуковых канавок. Для отличия новых пластинок от щеллач­ных их стали называть долгоиграющими. Стоковский и Флетчер предложили установить верхнюю грани­цу диапазона записи на частоте 13 кГц. Технику записи для долго­играющих пластинок с микроканавками разработал Петер Голдмарк, венгр по происхождению, родившийся в Будапеште в 1906 г. С 1 января 1936 г. до ухода на пенсию в 1971 г. Гольдмарк был сотрудником фирмы «CBS».

Интересное мнение сложилось у сотрудников фирмы «RCA» о пластинках с микроканавками. Они были против это­го нововведения, так как считали, что магнитофоны в будущем вытеснят пластинки с серьезной музыкой, но останутся только пла­стинки с танцевальной музыкой. Для этой цели была разработана пластинка с частотой вращения 45 об/мин диаметром 175 мм, время проигрывания которой составляло 4-5 мин. Однако этот расчет не оправдался. Техника производства пластинок взяла на вооружение магнитофон, оказавший большую помощь при производстве запи­сей. С другой стороны, сформировалось равновесное положение, при котором техническое развитие магнитофонов и проигрывателей проходило параллельно. В это время выяснилось, что магнитофон примерно в 3 раза дороже проигрывателя, равноценного по каче­ству, а тиражирование магнитных фонограмм в заводских условиях пока еще было нерешенным вопросом. Для записей в домашних условиях необходимо время, специальные знания и дорогая магнитная лента. Конкурентная борьба фирм, выпускавших пластинки с частотами вращения ЗЗ’/з и 45 об/мин, была, наконец, разрешена фирмой «Филадельфия Пилко», выпустившей проигрыватель для этих двух типов пластинок.

Для проигрывания обычных пластинок в 1938 г. был разрабо­тан звукосниматель с прижимной силой 300 мН (1 мН=0,102 Гс). К 1947 г. прижимная сила была успешно снижена до 100 мН. В 1950 г. Эдуард Рейн и Исследовательская лаборатория фир­мы «Граммофон» разработали станок для записи с переменным шагом, при которой расстояние между канавками устанавливалось в зависимости от амплитуды записываемых сигналов. Так, при запи­си сигналов с небольшими амплитудами канавки располагались близко одна к другой, а при увеличении амплитуды сигналов они раздвигались. С этим нововведением динамический диапазон пла­стинок увеличился примерно на 10 дБ, а время звучания на не­сколько минут. В 60-х годах увеличился выпуск стереофониче­ских пластинок.

DEGRELL LASZLO © Перевод на русский язык, издательство «Радио и связь»