Первые джазовые грампластинки
Самая первая в мире джазовая грампластинка была записана 27 февраля 1917 года. Ансамбль, который возглавлял корнетист Ник Ла Рокка, вошел в нью-йоркскую студию «Общества говорящих машин», где на весьма примитивной технике записал две пьесы.
Переоценить это событие невозможно, поскольку именно грамзапись обеспечила джазу всемирное распространение. В 30-е годы в страну Советов, вопреки всем запретам, ворвалась мода на западноевропейские танцы. Фокстроты, танго, румбы и квикстепы звучали повсеместно. Их танцевали в клубах, где играли оркестры, и в квартирах под патефонные пластинки, которые, игнорируя международные авторские права, выпускал подмосковный Апрелевский завод.
Пластинки, изготовленные из шеллака, крутились со скоростью 78 оборотов в минуту. Это была чисто танцевальная музыка, хотя иногда попадались и записи джазовых оркестров Дюка Эллингтона, Джимми Ландсфорда и Флетчера Хендерсона. Но популярностью пользовались главным образом танго «Брызги шампанского» и «Цыган», квикстеп «Рио-Рита» и т.п. Хотя музыкальные жанры мало кого интересовали. Этикетка на пластинке с записью оркестра Эллингтона сообщала: «Экспресс. Фокстрот. Играет оркестр». На дисках с пением обязательно указывалось – «на английском языке».
Первые грампластинки изготавливались из шеллака, природной смолы, вырабатываемой тропическими насекомыми. Поэтому пластинки были довольно дорогими и очень хрупкими: при неосторожном обращении моментально разваливались на куски. В утешение пострадавшие могли сдать осколки в центральном универмаге Куйбышева на улице Ленинградской в обмен на новые диски.
Шеллаковые пластинки в стране исчезли только в 60-х годах. Сегодня их можно найти лишь в коллекциях заядлых филофонистов, хотя в 1954-56 годы Апрелевский завод большим тиражом выпустил повтор своих записей 30-х годов.
Материал скопипастен с сайта http://www.vinilla.ru